Мало кто знает, что история вендинга берет начало с античности. В летописи этого направления бизнеса по обслуживанию населения много интересных событий. О некоторых – расскажем в статье.
Историки утверждают, что первые вендинговые аппараты появились еще в Древней Греции. Во времена Македонского и фараонов их ставили в храмах, ведь предназначались приспособления для продажи святой воды.
В средние века ассортимент вендинга расширился. По-прежнему на улицах невозможно было встретить автомат по продаже кофе, зато были приспособления для продажи других товаров. Британские вендоры сосредоточились на продаже табака, российские – на шоколадках, а китайские – на карандашах. Продавцы и покупатели были довольны, но существовала проблема – отличить бросаемую в щель монетку оборудование не могло. Поэтому рядом с автомат ставили охранника. Он следил, деньги ли покупатель опускает в автомат, но его присутствие напрочь убивало идею вендингового бизнеса – обслуживать население без продавцов.
Популярность в России вендинговые аппараты приобрели вовсе не в двухтысячные, а в 50-е годы прошлого столетия. Тогда на улицах даже маленьких городов устанавливали аппараты для разлива газированной воды, продажи сигарет, шоколада. Для покупки требовался специальный жетон, который умельцы ловко подделывали. Да и сдачу автомат зачастую не выдавал.
Первые аналоги современных аппаратов появились в России в 90-е. Яркие и блестящие, с купюро- и монетоприемниками, выдающие сдачу западные автоматы имели «умную начинку», которая поддерживала температуру и даже рецептуру, если речь шла о приготовлении кофе или других напитков.
В нашей стране по-прежнему мало вендинговых аппаратов. На пять тысяч жителей – всего один, говорят эксперты. Для сравнения в Европе и США один аппарат обслуживает сто человек. Поэтому российский вендинговый бизнес сегодня находится на этапе стремительного развития.